ФЭНДОМ

Ныне незаслуженно забытый в попкультуре, дейнозух (Deinosuchus riograndensis или, заслуженно - Король Крокодилов Дейнозух, ККД) скорее всего является самым сильным крокодилом, развивавшемся в нашем мире, по левельности и крутости превосходящим даже пурусзавра. Из других крокодилов разве что ИГК, что скорее всего развивался в другом мире (а в нашем сможет развиться разве что в будущем), возможно, может сравниться с дейнозухом по силе.

Tyrannosaurus rex vs deinosuchus

Два Короля...

Описание

Многие из читателей наверняка знают дейнозуха, как "огромного крокодила, который ел динозавров". Но... Насколько огромного?

Сначала нужно отметить, что существовало два вида дейнозухов. Первый - восточный дейнозух, Deinosuchus rgosus, не превышал 8 метров в длину (надо полагать, потому что существовал в унылой Аппалачии) и был предком второго, западного дейнозуха, Deinosuchus riograndensis, из Ларамидии, в которого он эволюционировал после миграции из унылой Аппалачии. В общем, Deinosuchus rugosus, также как и дасплетозавр, интересен только тем, что из него потом произошел настоящий король!

Сравнение размеров различных образцов дейнозухов

Сравнение размеров различных образцов дейнозухов.

Но насколько большим был Deinosuchus riograndensis? Сейчас у корректеристов и матников принято считать его 10.64 метровым - и ни на сантиметр больше! Однако, сама по себе оценка в 10.6 метров базируется на изучении недавно найденного образца TMM 43632-1, а не пере(недо)оценки старого материала. То есть, "дейнозух 10 метровый, потому что недавно нашли хорошо сохранившийся 1.475 м череп 10-метрового дейнозуза" - вот она, логика матников! При том что на самом деле, TMM 43632-1 - это не то, что не крупнейший, а даже не один из крупнейших известных образцов западного дейнозуха... Скорее даже наоборот - чуть ли не самый мелкий, меньше TMM 43632-1 только TMM 43620-1 с 1.31 м черепом.

Правда, старые и более фрагментарные образцы дейнозухов, все таки были не такими огромными, как предполагалось ранее. Реконструкция черепа AMNH 3073, которую вы можете легко найти загуглив картинки черепа дейнозуха (в т.ч. и в статейке СТ, претендующей на корректно-научность!), сейчас считается недостоверной - слишком узкая морда, на которой красуется множество анатомических ляпов, вроде лишних отверстий. Реальный череп дейнозуха был намного надежнее, шире и тяжелее. Да и 15 метровая длина не получится даже по ошибочной реконструкции AMNH 3073 - ее неправильно реконструированная дорсальная длина черепа только 150 см, примерно как у хваленого TMM 43632-1.

В интернете существует замечательная книжка "Король крокодилов, палеобиология дейнозуха" от Дэвида Швиммера. Рекомендую прочитать ее хотя бы потому, что наши рунетовские умы смогли вырвать ее из поганых лап капиталистов, требующих деньги даже за несчастные книжонки 2002-го года, не интересную никому, кроме заядлых любителей. По материалам этой книги, AMNH 3073 был около 11-12 метров в длину, судя по размерам позвонков, в то время как его череп скорее всего был около 160-170 см. Точно такой же выводы можно сделать при в сравнении 12-го пресакрального позвонка AMNH 3073 с 12-м пресакральным позвонком острорылого крокодила вс 73,5 см черепом из первоописания.

Помимо AMNH 3073 есть еще более крупный дейнозух - CM 963, также известный как голотип "фобозуха". Его 12-й пресакральный позвонок крупнее, чем AMNH 3073, и скорее всего CM 963 при жизни был около 13-14 метров в длину и весил в районе 12-15 тонн... Но и на этом огромные дейнозухи не заканчиваются! Швиммер пишет о находке еще более крупных позвонков, чем у AMNH 3073 и CM 963, но к сожалению не приводит примеров.

Исходя из всех этих фактов очень вероятно, что крупнейшие западные дейнозухи могли вырастать более 15 метров в длину. Вообще, если брать средний размер дейнозуха за 12 метров, который как раз приблизительно получается при суммировании всех (а их известной всего лишь 5 штук) образцов, то максимальный должен быть где-то в районе 18 метров. В целом, дейнозух был больше пурусзавра и тем более большее поганой пиареной сраки!

CKD

Дейнозух - Король Крокодилов!

Особенности строения

Важно понимать, что не смотря на то что дейнозух является базальным аллигатороидом (а не аллигаторами и даже не аллигаторовыми, вопреки матным утверждениям вроде "дейнозух - это не крокодил, а аллигатор"), по краниальной анатомии он больше всего похож именно на настоящих крокодилов. То есть, у них точно также увеличен четвертый зуб на нижней челюсти, зубы образуют ножницеподобный прикус, зубы нижней челюсти видны при закрытой пасти и т.д. Сходства это чисто конвергентные, поскольку данные краниальные особенности современных настоящих крокодилов интерпретируются как адаптации для охоты на крупную добычу. Чем промышлял и дейнозух. Из современных аллигаторовых на крупную добычу регулярно охотится только черный кайман (может быть, еще гладколобые кайманы, но они делают это очень специализированно) - большая часть семейства же скатилась до уровня безобидных плавающих свиней, по характеру напоминающих акул. Нет на нашей планете более жалких рептилий, чем поганый миссисипский аллигатор и особенно якарский кайман (ну, и еще полосатый варан)! Благо, дейнозух не имеет к этим дегенератам никакого отношения - он был стволовым ответвлением аллигаторидов, не являющимся предком современных скатившихся на самое дно аллигаторовых. Но сейчас не об этом. Как и у современных настоящих крокодилов и гавиалов, у дейнозухов, по всей видимости, были хорошо развиты солевые железы, и (как показывают окаменелости, в т.ч. копролиты, набитые зубами съеденных акул) они могли выплывать в открытое море, что тоже не свойственно современным аллигаторовым. Там они могли сталкиваться с морскими рептилиями, и охотиться на одних, либо файтиться с другими. Обычно же дейнозухи населяли в основном крупные речные устья, мангровые заросли и морские побережья, как современные гребнистые крокодилы, а не континентальные воды, как какие-нибудь там аллигаторы.

Deinosuchus skull Schwimmer 2002

Как на самом деле выглядел череп дейнозуха.

Не смотря на общую схожесть с современными настоящими крокодилами, вроде нильского крокодила, у дейнозуха были и свои, особые адаптации. Во-первых, это пропорционально более мощный укус. Морда дейнозуха была шире чем у нильского крокодила, и, разумеется, выше чем у поганого миссисипского аллигатора (который своей плоской сковородой с мелкими зубами триумфирует как максимум над нутнриями). Если у миссисипского аллигатора широкая морда является адаптацией для сбора мелочи на дне, то у дейнозуха - адаптацией для того, чтобы захватить за раз как можно больше мяса. И при этом он сохранял возможность откусить такой большой кусок, за счет большего пространства для челюстных мышц в задней части черепа, что также подтверждается тем, что крепящие челюстные мышцы сухожилия у дейнозуха были пропорционально крупнее, чем у современных крокодилов. Сложно сказать, для чего нужна была такая адаптация. Для охоты на гадрозавров, цератопсов и анкилозавридов ничего подобного не требуется. Возможно, для того же, для чего нужна такая же пропорционально более широкая и сильная в сравнении с другими тираннозавридами челюсть тираннозавра: для внутривидовых боев. Иными словами, используя свои широкие и высокие челюсти с мощнейшей челюстной мускулатурой, два огромных дейнозуха вырывали друг из друга в грандиознейшей битве колоссальные куски мяса, захватывая и откусывая за раз относительно больше, чем могут современные крокодилы! Другая необычная адаптация дейнозуха - это короткие, относительно размеров тела примерно как у черного каймана, но крайне мощные конечности. Короткие они возможно, для того, чтобы их было сложнее захватить в бою, а мощные - возможно, чтобы охотиться на суше. И последняя особенность дейнозуха - это остеодермы, к которым крепилось относительно больше связок и мышц, чем к остедермам современных крокодилов: это опять же, интерпретируется как адаптация для передвижения, убийства и расчленения жертвы на суше, т.к. гасит нагрузки от ударов. Также подобного рода броня, несомненно, не была лишней и во внутривидовых сражениях.

Отдельно стоит отметить, что череп дейнозуха при равной длине будет шире черепа пурусзавра в области затылка. То есть, его укус был сильнее при равной длине черепа, вопреки фантазиям шокирующейся широким кончиком морды пурусзавра школоты. Хотя, разница эта скорее всего была незначительной, если прочность дейнозуха и пурусзавра была приблизительно равной.

Образ жизни

Западные дейнозухи жили в позднем Кампане и эволюционировали из восточных дейнозухов как охотники на динозавров. Вообще, вполне очевидно, что основной и чуть ли не единственной пищей взрослых западных дейнозухов были именно динозавры. Иначе зачем еще им краниальные адаптации как у современных настоящих крокодилов, питающихся в основном относительно крупными животными!? Кэп подсказывает - чтобы точно также охотиться на относительно крупную добычу! Это подтверждается и фактическими окаменелостями: покусанными костями гадрозавров. Предки западных дейнозухов, кстати, оставили следы от зубов не только на панцирях морских черепах, но и на кости 5-6 метрового дриптозавра или аппалахиозавра.

Deinosuchus by dewlap

ККД затравил гадрозавра.

Но каким образом дейнозух охотился на динозавров? Ясно дело, мощи у него с лихвой хватало для взятия любого известного из Кампана Северной Америки (КСА) животного. Но такая здоровенная туша не могла прятаться и подстерегать свою жертву у самой кромки воды, в отличии от современных крокодилов. Дейнозуху приходилось бы залегать в засаде подальше от берега, чем современным крокодилом, и бросок из под воды до добычи занимал бы у него относительно больше времени, из-за чего у жертвы было больше времени чтобы среагировать и увернуться, особенно учитывая тот факт что из-за прочности динозавры были не менее подвижны, чем млекопитающие. Таким образом, дейнозухи охотились в основном на зашедших по тем или иным причинам в воду динозавров: некоторые динозавры, в т.ч. многочисленные гадрозавры и эдмонтония, много времени проводили в воде (как современные бегемоты) и могли быть основной добычей дейнозузов. Другой вариант - это то, что дейнозухи ловили вязнущих в грязи животных, что заходили на очень распространенные в те времена илистые берега. Для этого-то им и нужны были сильные конечности!

Весьма вероятно, что изрядную долю "меню" Дейнозуха составляла и пойманная на суше (видимо, в основном из засады) добыча, а также, возможно, и затравленная на суше медлительная добыча, такая, как пранированные Аааанкилозавриды. В добыванию Аааанкилозаврид в воде, с кроме берега, и даже на суше, Дейнозух был приспособлен, возможно, лучше, чем мундиры, такие, как Горгозавр и Дасплетозавр, из-за отсутствия значительного снижения охотничьего и боевого потенциала при переломе любых конечностей; и низкой посадки тела, неудобной для пааааалицы Ааааанкилозаврид. Изрядная доля меню Дейнозуха могла занимать падаль, отнятая на суше у крупных мундиров.

В отличии от акул, благодаря совершенной физиологии и костному скелету, а также феномену прочности, крокодилы сохраняют свою мощь и подвижность даже в крупных размерных категориях. Таким образом, дейнозух явно был намного быстрее, подвижнее и резче, чем представляется матникам. Наверное, они могли впечатляюще конкурировать с тероподами на суше или около воды, за падаль или добычу! А именно - с тираннозавридами, такими как как горгозавры (которые может быть = альбертозавры, а может быть и нет, поэтому нет, трактовка "дейнозухи встречались с альбертозаврами" не факт что ошибочна) и дасплетозавры! Возможно даже лапы дейнозухов были короткими, не смотря на их силу, именно для того, чтобы за них было сложнее ухватиться челюстями и оторвать не только другим дейнозухам, но и хищным динозаврам.

Очень важен следующий факт: существуют доказательства того, что дейнозухи существовали не только в Кампане и раннем Маастрихте, но и в позднем Маастрихте! Да-да, в одно время с тираннозаврами, трицератопсами, анкилозаврами и дакотарапторами! Правда, в настоящее время идентификация этих окаменелостей несколько осложнена: известно только то, что это были гигантские крокодилы, распространенные в основном на территории Аппалахии, в то время как прямых доказательств их существования в Ларамидии нет (в Техасе дейнозухи исчезли около 70-72 млн лет назад в Техасе, ПОЧТИ застав первых тираннозавров, а в Монтане - на несколько млн лет раньше, не застав даже альбертозавров). Но кто это мог быть еще, кроме дейнозухов?! Никакие другие крокодиломорфы в Северной Америке времен позднего мела не достигали размеров даже современного нильского крокодила. С наибольшей долей вероятности, это был либо Deinosuchus riograndensis, либо происходящий из него третий вид дейнозуха (возможно, еще более колоссальный и мощный, как и подобает монстрам из МСА!). Смущает только то, что у черепа Маастрихтского дейнозуха из Нью-Джерси отсутствовали дробящие зубы у основания челюстей - современным крокодилам и кампанским дейнозухам они нужны для того, чтобы раскусывать твердые объекты, как например, кости (крокодилы - не остеофаги, но уметь раскусывать кости все таки нужно). Впрочем, это просто могло быть молодое животное с "детским" морфотипом зубов - а учитывая то, что у него уже бы 1-метровый череп, этот крокодил мог вырасти очень и очень большим...

Не совсем ясно, почему Дейнозух покидает Ларамидию, и вдруг появляется в маастрихте Аппалахии. При переходе от маастрихта к кампану в СА вообще сменилось много видов, и изрядно перестроились экологические цепи питания. Есть много неучитываемых факторов, которые могли сделать жизнь Дейнозухов в Ларамидии неблагоприятной. Может быть экосистемы Аппалахии перестроились так, что там стало благоприятнее. А может быть, опускаясь до занудства, Дейнозухи всегда существовали и там и там, просто в маастрихте исчезают (или ПОЧТИ исчезают) в Ларамидии, и более размножаються в Аппалахии. Возможно, уход Дейнозуха из Ларамидии способствовал возникновению чудовищного Tyrannosaurus rex, благодаря открывшимся новым ресурсам, которые ранее Дейнозух отнимал у Тираннозаврид. Тот вариант, что Ти-Рекс спровацировал выирание Дейнозухов в Ларамидии своим появлением, маловероятен по эволюционным причинам: в стабильной экосистеме все так устаканивается, что появление нового вида, который смел бы старые виды с их насиженных экологических ниш, маловероятно. ПОЧТИ Ти-Рекса скорее уж Дейнозухи сами бы сожрали, как только он бы в воду полез из ресурс эксплуатировать, и до Ти-Рекса дело бы не дошло. Если Ти-Рекс и "виноват" в вымирании Дейнозуха в Ларамидии, то только в случае если он появился у нас из пара-миров. И только тем, что он отнимал у них какой-то важный процент ресурса, который они наедали на суше. Вообразить, что Ти-Рекс лучше них охотился в воде просто нереально. Обычно же для появления "вакансии" Ти-Рекса нужна глобальная экосистемная перестройка, которая собственно и предвещала собой маастрихт. Не появлялся же Ти-Рекс из Даса весь кампан. Значит просто, скажем так, экосистемной "вакансии" такой не было! Было невыгодно быть гигантским хищником - мродером. И чтобы стало выгодно, нужно было изрядно все поменять. Замечу, что даже если Дейнозух вымер из-за Ти-Рексов, которые в готовом виде посыпались ему на голову из пара-миров; странно выглядит, что в это самое время он респнулся в Аппалахии: что, когда роцветал вовсю слабо было доплыть до Аппалахии? А как жизнь прижала, так добро пожаловать в Нью Джерси? Это выглядит тупо. Если в Аппалахии не было жизненной "вакансии" для Дейнозуха, то они бы там не прижились никак. Как это были на протяжении кампана, покудова Дейнозухи процветали, обжирая Дасплетозавров, и не давая им ожиреть до Ти-Рекса. Дейнозухи размножались и проветали, но почему-то их ареал на распространялся на Аппалахию. Хотя это странно. Мне лично кажется логичным, что они должны захватить и Азию, сожрав Долбозавров заодно. Но, если это не так, значит что-то им мешало. Итак, что-то мешало им захватить Аппалахию весь кампан, и вдруг перестало мешать в маастрихте. Стало быть их отток из Ларамидии в Аппалахию должен сопровождаться синхронным ухудшением среды в Ларамидии и улучшением в Аппалахии. Иначе никак. Либо же некто контролировал где Дейнозуху жить, и намерянно запульнул его подальше от Лаамидии, чтобы он не мешал Дасу отираниться. Ну и наконец, уже озвучнный самый реальный вариант: в латентном состоянии они всегда были и там и там. Но в маастрихте их стало меньше в Ларамидии, и больше в Аппалахии, что даже стало заметно в палеонтологической летописи.

Итак, пока Ларамидию в маастрихте тиранил тираннозавр, в Аппалачии его замещал дейнозух. И не стоит забывать, что в то же самое время существовал могучий Мозазавр Гоффмана, который плавал в том числе и у берегов Северной Америки (где потом был описан как Мозазавр Максимус). Вот он, настоящий обитель колоссальных чудовищ!

Дейнозух как монстр

Croco

Нам нужно бояться нашествия ККД, а не обнаружения жЫфого мегаблядона!

Неизвестно, насколько прочным был дейнозух. Неизвестно, насколько имбовыми были дейнозухи позднего Маастрихта, и чем они вообще отличались от кампанского западного дейнозуха. Ясно одно: дейнозух был колоссальным хищником, и производный от него монстр, условно - ККД, легко может превзойти по мощи БПБ и составить конкуренцию ИГК, среди других колоссальных монстров-крокодилов. В случае реализации Арнольд-Коннери узла, ККД может быть одним из монстров, что будут учавствовать в уничтожении человечества.

Методы борьбы с ККД неизвестны. Вполне очевидно, что он не контрится тираннозавром и мозазавром Гоффмана, так как даже в нашем мире сосуществовал с ними в одно время и в одном месте. Учитывая образ жизни монстра, в отличии от ИГК и БПБ он может быть опасен для людей не только в воде, но и на суше. Но, между тем, четких причин войны между человечеством и ККД не просматривается, как и в случае с БПБ. Это супертерриториальный ИГК, вероятно, сочтет людей своеобразными "нарушителями". Впрочем, четкие намерения ККД нам все таки неизвестны...

Вывод

Заслуженно - Король Крокодилов. Скорее всего более мощный крокодил, чем пурусзавр, и несравнимо более мощный и грандиозный, чем пиареный и ни чем не примечательный сракозух.

В том случае, если он дожил для маастрихта, дейнозух был отличным дополнением к Тираннозавру - чемпиону в наземных боях без правил, и Мозазавру Гоффман - чемпиону водных в водных боях без правил, как самый сильный полуводный хищник в истории нашей планеты.

Методов борьбы с ККД - дейнозухом, или происходящей из него после незначительных изменений разновидности монстра, пока что не предложено, в силу слабой изученности сущности этого существа.